Интернет-магазин хоть и работает онлайн, но по-прежнему остается магазином и на него действует все те же требования, что и на обычный магазин, и даже немного больше.
Сложного ничего нет, но есть вещи, которые должны быть обязательно, чтобы ни у кого не было к Вам претензий. Напомню, что административные штрафы в нашей стране только растут, а контролирующие органы применяют все больше и больше способов отслеживания нарушений в интернете.
Сразу нужно упомянуть, что интернет-магазин должен иметь определенную организационно-правовую форму. Самые популярные, конечно: ООО и ИП. Если не можете выбрать себе организационно-правовую форму, об их достоинствах и недостатках, а также иных вопросах и проблемах, Вы можете почитать полезные статьи на нашем сайте.
Но, не вдаваясь в подробности, если Вы только начинаете этим заниматься, то рекомендую Вам выбрать ИП.
Итак, рассмотрим требования к интернет-магазину по размеру штрафов и начнем с самых жестких наказаний:
2. Информация о Вас, то есть о самом продавце товара
1. Персональные данные
Тут можно различными нарушениями набрать себе штрафов на 1,000,000 рублей
В первую очередь, от Вашего посетителя нужно получить согласие на сбор и обработку персональных данных (ПД). Если планируете делать рекламную рассылку, то и согласие на получение рекламных сообщений.
Сразу оговорюсь, что полный пакет документов, связанных с ПД очень большой и его на предприятии желательно иметь, но в вашем случае в первую очередь настройте на сайте функцию получения согласия на сбор и обработку персональных данных.
Примечание: Вы можете заказать у нас подготовку полного пакета документов по персональным данным для Вашего АО, ООО или ИП у нас.
Соглашение на сбор и обработку ПД лучше всего оформлять в виде отдельного документа или отдельной страницы сайта, так чтобы покупатель принимал его (акцептовал) в момент передачи его персональных данных. Ссылку на соглашение и “галочку” согласия с его условиями нужно размещать в формах заказа, обратной связи, и подписки на рассылку.
Напомню, что тут сразу можно получить два нарушения: за отсутствие возможности дать согласие и за рассылку без получения согласия.
Другой важный документ – политика обработки персональных данных. Этот документ определяет общие принципы работы с персональными данными. Как правило, он хранится в недрах сайта. Тоже «must have».
2. Информация о Вас, то есть о самом продавце товара
Тут главное соблюсти требования Закона о защите прав потребителей (ЗЗПП). Кстати, Вам не помешает его прочитать, найдете много полезного.
Итак, на сайте должна быть обязательная информация:
-
полное юридическое наименование на русском языке (именно полное, так как могут быть еще сокращенное и на иностранном языке);
-
место нахождения продавца.
В противном случае, Ваши покупатели могут на Вас пожаловаться.
3. Информация о товаре
Здесь 2 важных категории информации, которая публикуется на сайте и которая доводится до покупателя при доставке.
3.1. Информация, публикуемая на сайте
Удобнее всего ее написать в самой карточке конкретного товара или в описании группы товаров, в зависимости от организации Вашего товарного каталога.
Должно быть указано:
-
изготовитель и место изготовления;
-
цена;
-
срок годности, срок службы и гарантийный талон;
-
порядок оплаты;
-
порядок и условия доставки.
По двум последним пунктам необходимо отметить, что если они одинаковые для всех Ваших товаров, то такую информацию можно разместить отдельными разделами сайта, а в карточке товара указать ссылку на них.
3.2. Информация, передаваемая при доставке
Такую информацию пишут в акте приема-передачи или в накладной.
Обязательно должно быть следующее:
-
Наименование технического регламента или иное обозначение, установленное законодательством РФ о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара;
-
Сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги);
-
Цена в рублях и условия приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг);
-
Сведения о гарантийном сроке;
-
Правила и условия эффективного и безопасного использования товара;
-
Сведения о сроке службы или сроке годности, а также информация о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению;
-
Адрес (место нахождения), полное фирменное наименование (наименование) продавца;
-
Сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни, здоровья покупателя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу покупателя в соответствии с законодательством РФ;
-
Сведения о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Если Вы этого не сделаете, то потом даете возможность покупателю:
-
требовать расторжения договора;
-
требовать возврата денег;
-
требовать возмещения убытков.
К примеру, Вы продали предмет, который имеет свои размеры и они могут быть критичны для покупателя, попросту говоря, не поместиться туда, куда ему нужно (мебель, телевизор, картина и т.д.).
Покупатель не только будет вправе вернуть деньги, но и доставка Вам товара назад будет выполняться за Ваш счет.
4. Сама сделка
Безусловно, договор Вам составлять с каждым покупателем не надо, покупатель одобряет сделку путем акцепта Вашей оферты.
Сама по себе, публичная оферта и есть договор розничной купли-продажи. То есть, раз купил, значит согласился. Поэтому нужно прописать Вашу публичную оферту и разместить её на сайте.
В оферте укажите:
-
Что является безусловным акцептом (согласием на оферту). Как правило, оформление заказа, оплата товара.
-
Порядок оформления заказа товара. Обязательно укажите, при каких обстоятельствах заказ считается принятым к исполнению и у Вас возникает обязанность доставить товар. Чтобы не получилось, что товар Вы доставили, а покупатель заявил, что он передумал.
-
Порядок возврата товара.
-
Порядок урегулирования споров и разрешения претензий.
Не забываем, что здесь законодательство на стороне потребителя и ухудшать его положение нельзя. К примеру, писать, что товар нельзя вернуть.
Вместе с тем, условия конкретно не прописанные в законе, описывать можно и нужно.
Если у Вас возникли проблемы с составлением таких документов, обращайтесь, поможем.
Руководитель АК «Ключников Групп»,
Бизнес Адвокат
Антон Ключников
-
Не хотите нарваться на штраф при разработке интернет-магазина? Оставляйте заявку – мы разработаем сайт, в котором имеется необходимый функционал для соответствия закону 152-ФЗ «О персональных данных» и др.