Мы часто можем увидеть QR-коды на наружной рекламе, этикетках, чеках, электронных билетах, визитках и даже в искусстве. С помощью них можно оплатить товары или услуги, быстро перейти на сайт, получить скидку в магазине.
Сейчас каждый пользователь интернета применял QR-код хотя бы раз в жизни. Поэтому тем, кто продвигает бизнес, важно понимать, как работает QR-код и как его применять с пользой для маркетинга. В этой статье мы расскажем, что такое QR-код, как его создать и чем он может помочь бизнесу.
Пример использования QR-кода в интерактивном граффити, ЦСИ «Винзавод»
Содержание
Для чего нужен QR-код: применения для бизнеса
Как сделать QR-код: пошаговый чек-лист
Одна ссылка – разные QR: почему?
Генераторы QR-кодов: подборка популярных сервисов
Как повысить эффективность QR-кода
Что такое QR-код
QR-код или Quick Response Code – вид двумерного штрихкода в виде матрицы из черных и белых квадратов. Чтобы считать такой код, нужно воспользоваться камерой мобильного телефона или планшета с функцией QR-сканера. QR-код также называют матричным кодом или двумерным кодом.
Немного истории:
В 1994 году у японского производителя автомобилей Denso Wave появилась необходимость быстро и без ошибок находить конкретные машины и детали к ним. Так появилась новая разновидность штрих-кода – QR-код, в котором можно было зашифровать иероглифы, буквы и цифры.
Создатель QR-кода Масахиро Хара отмечает 25-летие своего изобретения
В QR-код обычно закладывают до 2-3 килобайт информации. Максимальное значение – до 15 килобайт.
Самый маленький QR-код имеет размер 21х21 px, самый большой – 177х177 px.
QR-код сегодня – один из самых надежных способов хранения данных. Даже если 30% кода повреждены или стерты, закодированную информацию можно корректно считать.
Для чего нужен QR-код
В повседневной жизни QR-коды чаще всего можно увидеть на рекламных материалах. QR позволяют быстро и просто направить людей на нужный сайт с источника, на котором нельзя разместить кликабельную ссылку.
QR-код может ссылаться на страницу товара. Например, на баннере с изображением кроссовок может быть QR-код с зашифрованной ссылкой на страницу онлайн-магазина с характеристиками кроссовок и возможностью их купить.
Ещё такой код часто встречается на упаковках лекарств и гигиенических средств. Информация в нем обычно ведет на страницу с инструкцией по применению.
Вот небольшой список, где пригодится матричный код:
-
Отправка ссылок на сайт, посадочные страницы, приложение, изображение, музыку, видео, документ или соцсети. Например, на сайте Телеграма QR-код ведет на скачивание приложения:
-
Визитки – можно закодировать номер телефона, имя, email и другую информацию для быстрой передачи на устройство.
-
Обозначение геолокации – отсканируйте код, и откроется приложение с картами, где будет указан адрес и точка на карте.
Пример QR-кода геопозиции
-
Доступ к точке Wi-Fi.
Пример матричного кода для доступа к wi-fi точке
-
Акции и персональные скидки.
Пример уникальной акции для покупателя
-
Рекомендации и инструкции по применению.
Пример кода, который ведет на инструкцию по использованию лекарства
-
Онлайн-переводы и быстрые платежи.
Пример оплаты QR-кодом от зеленого банка
-
Для подписки в соцсетях. Вместо того, чтобы диктовать название аккаунта или отправлять ссылку, просто дайте отсканировать ваш персональный QR.
QR-код в твиттах
-
Мультифакторная аутентификация – для безопасного входа пользователя в его аккаунты.
Структура QR-кодов
Визуально стандартный QR-код состоит из белой рамки, четырех квадратов в каждом углу и горизонтальных и вертикальных элементов.
QR-код для сайта Веб-Центра
В узоре QR-кода зашифрована последовательность данных в двоичном коде.
Камера распознает стандартный QR-код по трем квадратным меткам в его углах. Обнаружив их, сканер считывает все, что находится в определяемом ими квадрате, а затем анализирует матрицу кода. Каждому элементу матрицы присваивается значение в зависимости от цвета: черный или белый, 0 или 1. Затем элементы группируются в более крупные узоры.
Матричный код содержит в себе четыре кодировки:
-
Цифровая
Десятичные числа от 0 до 9. Максимальное количество символов – 7089.
-
Алфавитно-цифровая
Числа от 0 до 9, заглавные латинские буквы от A до Z и символы: $, %, *, +, -, ., /, : и пробел. Максимальное количество символов – 4296.
-
Кандзи – иероглифы современной японской письменности
В одном коде можно зашифровать 1817 иероглифов.
-
Двоичный код
QR вмещает в себя до 2953 байтов информации.
Существуют две модификации кодировок:
Режим структурированного дополнения. Преобразует набор данных в несколько QR-кодов, позволяя считывать до 16 матричных кодов одновременно.
Режим FNC1. Позволяет QR-коду выполнять функции штрих-кода.
Расположение черно-белых элементов в QR-коде имеет четкую структуру:
-
Поисковые узоры служат для определения расположения кода.
-
Линии синхронизации содержат информацию о размере матрицы.
-
Коды маски и уровня коррекции. Здесь расположены данные о формате кодировки, а также контроль ошибок при расшифровке кода.
-
Код версии. Это информация о версии QR-кода – сейчас их около 40.
-
Выравнивающий маркер. Показывает ориентир для сканирующих устройств – в каком направлении находятся элементы кода.
-
Отступ. Это белая рамка вокруг QR-кода. Без нее сканер не поймет, что нужно считывать.
-
Ячейки данных. Представляет собой основную информацию – ссылку, текст, номер телефона.
Виды QR-кодов
Существует два типа QR-кодов:
Статический – в код нельзя вносить изменения. Подходит для геолокаций или визиток.
Динамический – код можно менять или дополнять информацией. Например, описание услуги, ссылка на оплату или меню кафе.
QR-коды можно делать цветными или брендировать логотипами и корпоративными элементами, чтобы поддержать единую айдентику компании. Такой код можно использовать для буклетов и пригласительных.
Пример брендированного QR-кода для сайта Веб-Центра
К созданию QR-кода можно подойти с креативностью :)
Как пользоваться QR-кодом
Раньше, чтобы прочитать QR-код, нужно было скачивать отдельные приложения. Современные смартфоны уже с момента покупки гаджета умеют считывать коды с помощью камеры.
Откройте камеру.
Наведите камеру на QR-код.
Нажимаете на ссылку, которая появится на экране.
Как сканировать QR-код с Android
Если камера смартфона не может отсканировать код – используйте любое приложение из App Store или Google Play. Ищите по запросам «qr сканер» или «qr scanner».
Если у вас под рукой нет смартфона, но нужно быстро расшифровать QR-код, воспользуйтесь любым онлайн-сервисом для декодирования, например:
Просто загрузите изображение в поле и получите расшифровку закодированных данных:
Пример использования сервиса для расшифровки коды быстрого ответа. Загружаете картинку кьюар-кода и получается результат.
Как сделать QR-код: пошаговый чек-лист
-
Определите, какую информацию нужно закодировать. Например, ссылку на заявку.
-
Выберите онлайн-сервис, с помощью которого это можно сделать бесплатно и который будет для вас наиболее удобным.
-
В специальном текстовом поле введите необходимую информацию – характеристики, новость, ссылку и т.д., не выходя за предельно допустимое число символов;
-
В режиме правки кода добавьте подпись, картинку или логотип. Можно видоизменить изображение на свое усмотрение и выбрать фоновый оттенок;
-
Определите длину и ширину куар-кода. Старайтесь не выходить за максимальное число пикселей;
-
Можете установить радиус сглаживания углов, чтобы визуально они выглядели более округлыми;
-
Когда все будет готово, кликнуть «Сохранить» или «Готово».
Пример кастомного QR-кода
Важно!
Убедитесь в корректной работе созданного QR-кода, прежде чем завершать работу: просканируйте результат и удостоверьтесь, что код легко сканируется и открывается нужная ссылка.
Теперь QR-код можно разместить на страницах интернет-ресурса или офлайн-объектах.
Одна ссылка – разные QR. Почему?
Если вы попробуете закодировать одну и ту же ссылку в разных сервисах, то у вас наверняка получатся разные QR-коды. Это не ошибка: на самом деле одну и ту же информацию можно зашифровать в QR с помощью 1280 разных способов. Внешний вид QR зависит от того, каких типов коды генерирует сервис: существует 40 вариантов размеров кода, 4 уровня коррекции ошибок и 8 разных типов маскирования. Вот и получается: у вас одна ссылка, а QR-кодов для нее – больше тысячи.
Пример qr-кода с одной и той же ссылкой, закодированной через разные сервисы
Генераторы QR-кодов: подборка популярных сервисов
QR Coder
Бесплатный генератор двумерного кода.
Плюсы:
Прост в использовании.
Выдает постоянную ссылку на изображение.
Выдает html-код для вставки на сайт.
Минусы:
Небольшой набор шаблонов и инструментов для работы с двумерным кодом.
Нет возможности сделать код цветным и добавить логотип.
ONLINE QR CODE GENERATOR
Плюсы:
Возможность кодировать различные виды информации.
Удобное и понятное управление сервисом.
Выдает html-код для вставки на сайт.
Для крупных компаний есть возможность автоматизировать процесс и использовать API.
Бесплатный сервис.
Минусы:
Нет возможности настраивать форму и цвета кода.
Нет возможности добавить логотип.
QR STORE
Плюсы:
Огромный выбор кодировки информации.
Есть варианты настроек – можно создать уникальный стиль.
Удобный интерфейс.
Пакетный генератор – можно создать сразу много динамических и статических QR-кодов.
Можно наложить код на имеющееся изображение.
Сохранить код можно в нескольких форматах – JPG, PNG, SVG, HTML, BBCode.
Минусы:
Чтобы воспользоваться полным набором функций, необходимо зарегистрироваться.
PortScaner.ru
Плюсы:
Позволяет создать полностью визуально уникальный код.
Понятная механика работы с генератором.
Бесплатный сервис, не требует регистрации.
Минусы:
Перед скачиванием кода необходимо его проверить. Сервис не всегда сохраняет результат.
QRCOD.RU
Бесплатный, полностью настраиваемый онлайн-генератор QR-кодов. Полная копия предыдущего сервиса. Отличие только в том, что в этом сервисе коду можно добавить рамку.
Когда QR-коды бесполезны
Чаще всего использование кьюар-кода бесполезно для цифровых площадок, на которые пользователи попадают с мобильных устройств. Например, размещение кодов в электронной почте. Камера телефона не отсканирует свой собственный экран. По той же причине не стоит размещать QR-коды в сторис Инстаграм*.
Однако исключением будет, если вы встроите в письмо email-рассылки код для акции «Дайте отсканировать этот код вашим друзьям и они получат скидку 10%, а вы – 50% в наших магазинах». Тогда размещение кода в электронном письме будет уместно.
Как повысить эффективность QR-кода
Несколько советов, как использовать QR-код с большей пользой:
-
Не печатайте код на движущихся объектах. Люди не успеют отсканировать его, если он размещен на задней части футболки работников или сумке курьера.
Пример неудачно размещенного QR-кода. Как успеть отсканировать код со спины сотрудника?
Делайте QR-коды заметными и читабельными – используйте контрастные цвета и экспериментируйте с формами и оформлением.
Располагайте код в местах, с которых можно легко считать информацию. Не наносите код на глянцевые поверхности – мобильным камерам будет трудно его распознать.
Обязательно добавляйте UTM-метки к ссылкам, чтобы отслеживать целевые действия.
QR-код переводит потенциального клиента из офлайна в онлайн. Поэтому расскажите клиенту чем полезен QR-код: отсканировав его пользователь может записаться в ваше заведение без очереди или получить скидку за заполнение формы на сайте.
Не размещайте на одной странице больше одного матричного кода – это может привести к ошибкам при их распознавании программой, а значит снизить эффективность обоих кодов.
Отдавайте предпочтение динамическому QR, ведь его можно в любой момент поправить: изменить URL или другие закодированные данные, даже если вы выпустили огромный тираж печатных материалов.
Заключение
В этой статье мы подробно разобрали, как работают QR-коды и как их использовать в продвижении бизнеса.
QR-код – это удобный формат для передачи информации и привлечения аудитории.
Главная задача куар-кода для бизнеса – перевести человека из офлайна на онлайн ресурс. Код дает возможность отследить эффективность (конверсию) офлайнового рекламного носителя.
QR-код позволяет быстро передать данные потенциальному клиенту.
С формой и цветом можно играть, а значит – есть возможность создания ссылок с уникальным дизайном.
Чтобы кьюар-код был максимально эффективен, нужно, чтобы он соответствовал техническим требованиям. Используйте динамические кьюары, размещенные поодиночно на страницах или не глянцевых поверхностях, и, обязательно, с UTM-меткой.
Используйте двумерный код в своем продвижении и не бойтесь креативить.
Хотите больше знать об интернет-маркетинге? Подписывайтесь на наш блог, Телеграм и YouTube-канал.
-
Мы поможем продвинуть сайт или группу в соцсетях вашего бизнеса, разработаем стратегию рекламных акций — для этого достаточно связаться с нами. Оставьте заявку и мы созвонимся с вами в рабочее время в течение часа и подберем решение, подходящее именно для вашей компании.