Оглавление:
2. Дефолтные страницы 404: полезны ли они?
3. Создание внешнего вида 404-й страницы
Наверное, каждый из нас когда-нибудь сталкивался со страницей 404-й ошибки, когда искал необходимую информацию в интернете. И скорее всего, в большинстве случаев, хотелось поскорее закрыть эту страницу. Впрочем, иногда, оказавшись на такой странице некоторых компаний или интернет-магазинов, хочется добавить ее в закладки. Поэтому хотелось бы разобраться и выяснить, как же добиться подобного эффекта и использовать возможности страницы ошибки максимально выгодно для сайта?
Влияние ошибки 404 на SEO
Наверняка, все хотя бы раз встречали фразу «404 Not Found (ресурс не найден)» — знакомо? А увидеть ее можно из-за того, что неправильно указали адрес нужной страницы или же она отсутствует на данном сайте. Сервер таким образом сигнализирует нам о том, что не может найти нужную страницу по указанному адресу. Проверить код ответа сервера можно с помощью бесплатных сервисов, например, bertal.ru или в панели Яндекс.Вебмастера.
В среде «SEO-шников» широко бытует мнение, что якобы присутствие на сайте страниц, отдающих код 404, оказывает плохое влияние на процесс продвижения. И здесь не всё так однозначно. Вот что написано в справке Google по этому поводу:
«Обычно ошибки 404 не влияют на рейтинг сайта в Google, поэтому их можно игнорировать. Чаще всего они бывают связаны с опечатками, неправильными настройками или попытками Google распознать и просканировать ссылки во встроенном контенте (например, в коде JavaScript)».
По сути это естественный процесс — появление на сайте страниц с 404-ой ошибкой. К такому нужно относится нормально и не впадать в отчаяние, думая, что все очень плохо. В первую очередь необходимо понять причину, из-за которой появилась ошибка, например:
-
страница отсутствует (была удалена);
-
ссылка оказалась «битой»;
-
вносились изменения в структуру сайта;
-
произошло изменение URL’а страницы.
Каждую из причин нужно тщательно разобрать и проработать. Как вариант, если изменился URL или структура сайта — обязательно пропишите 301-е редиректы на новые страницы, если же обнаружились битые ссылки — просто замените их на актуальные.
Но иногда появление страницы ошибки сопровождается человеческим фактором, например, пользователь случайно допустил опечатку при вводе нужного адреса или на сайте интернет-магазина закончился товар и нужную страницу удалили.
В приведенных выше ситуациях сам факт появления ошибки 404 вполне понятен для поисковиков и логичен, они распознают такие ситуации и относятся к ним, как к естественному процессу для сайта. Конечно, наличие таких страниц в большом количестве нежелательно и нужно стараться минимизировать их объем (для этого можно даже написать отдельную статью), но а сейчас хотелось бы поговорить о том, как же правильно оформить страницу 404.
В любом случае, сначала нужно продумать и создать своеобразный шаблон страницы, а затем настроить страницу так, чтобы она отдавала 404-й код поисковому роботу при запросе несуществующих страниц на сайте. Но еще желательно следовать парочке советов, которые существенно окажут положительное влияние на SEO:
-
Не прописывайте редирект на главную. Правильнее будет, если добавите ссылку в «тело» самой страницы 404 на главную, без использования редиректа. Ведь иначе посетитель может запутаться, он же рассчитывал увидеть нужную страницу, а на деле непонятным образом очутился на главной странице. Важно помнить об этом.
-
Обязательно настройте правильный код ответа сервера: 404 (Not Found), чтобы предотвратить тем самым появление этих страниц в поиске. На поведенческих факторах это может так же отобразиться далеко не лучшим образом, вырастет количество отказов с сайта, а это не желательно. К тому же поисковая система может расценить проиндексированные страницы ошибок как дубли контента, что снова-таки не желательно. Да и сам человек, перейдя из поиска и не найдя нужной информации на странице, скорее всего расстроится и закроет сайт, вернувшись в поиску.
Дефолтные страницы 404: полезны ли они?
В подавляющем количестве случаев, когда попадаем на страницу 404 сайта перед нами появляется очень похожая страница со скриншота ниже:
или вот так:
Не очень привлекательно выглядит, правда? Вот и пользователь, попадая на такую страницу с большой долей вероятности не станет задерживаться и покинет ее. Именно поэтому стоит позаботиться о создании уникального, полезного и интересного дизайна страницы 404, который мог бы запомниться посетителю и сайт хотелось бы добавить в закладки только из-за оформления страницы ошибки.
Даже Яндекс создал специальный пункт в «Рекомендациях для владельцев сайтов» по данному поводу и довольно подробно расписал, как правильно оформить страницу с ошибкой 404:
«Увидев страницу с ошибкой, пользователь может решить, что ваш сайт не работает, и уйти. Чтобы этого избежать, необходимо правильно оформить и разместить на сайте специальную страницу, которая внешне будет отличаться от остальных страниц вашего сайта. При оформлении такой страницы используйте различные графические приемы, подсказывающие человеку, что по запрошенному адресу ничего не существует: например, другие цвета или отсутствие графики. Разместите на странице карту сайта, ссылку на главную страницу или форму поиска, дайте инструкции по дальнейшим действиям».
Создание внешнего вида 404-й страницы
-
Старайтесь максимально придерживаться единого стиля всего сайта. Это поможет пользователю понять, что он оказался на нужном сайте, но вдруг что-то пошло не так и вероятнее всего он не уйдет сразу с сайта, а продолжит поиск нужной информации на нем.
-
Вежливость — это важно. Расскажите простыми и вежливыми словами пользователю, почему он оказался здесь, подскажите дальнейшие действия, чтобы он не растерялся. Не стоит использовать при этом сложные обороты и лишние подробности.
-
Добавьте полезные и информативные для пользователя ссылки. К ним можно отнести: самые популярные категории сайта, новые материалы, часто посещаемые страницы. Ну и конечно должна быть хорошо заметна ссылка для перехода на главную.
-
Предоставьте возможность посетителю сообщить о возникшей проблеме. Этот функционал даст понять посетителю, что владельцу сайта не все равно и он дорожит вниманием пользователя, а также это позволит дополнительно отслеживать ошибки и своевременно устранять их.
-
Используйте поиск на странице 404 — это полезная штука. Добавьте поисковую строку, она очень поможет посетителям, которые окажутся здесь. Только сперва точно убедитесь, что функционал поиска исправно работает, иначе получится двойное разочарование и тогда пользователь скорее всего покинет ваш сайт с не лучшим представлением о его владельце.
-
Список похожих товаров, популярных, хиты продаж или недавно просмотренные страницы — отличный вариант, который подойдет интернет-магазинам для того, чтобы задержать внимание посетителя на сайте.
Креатив всегда поможет
Придумайте креативную страницу ошибки и разместите ее на сайте. Это поможет сгладить неприятную ситуацию, связанную с отсутствием искомой страницы и поможет продлить пребывание посетителя на сайте. Используйте дизайнерские таланты, подключайте тематический юмор — комбинируйте и подходите творчески к оформлению.
Чтобы быстро найти страницы ошибок на сайте и исправить их, можно воспользоваться различными бесплатными программами, например, Screaming Frog.
Для некоторых CMS (в частности WordPress) существуют специальные плагины, способные отслеживать возникновение подобных страниц.
Ну и в конце предлагаем ознакомиться с подборкой креативных страниц 404, которые заслуживают отдельного внимания:
Кстати, страница ошибки 404 нашего блога выглядит следующим образом:
Вывод
Уделяйте достаточное внимание проработке страницы 404 на сайте, старайтесь выделиться и запомниться пользователю даже таким образом. Чтобы уменьшить потерю трафика и улучшить поведенческие показатели создавайте интересные и информативные страницы ошибки, добавляйте ссылки на полезные для посетителей страницы.
Не забывайте и про корректную настройку кода ответа сервера, чтобы исключить попадание страницы 404 в индекс.
-
Доверьте продвижение своего сайта в поисковых системах профессионалам. Оставляйте заявку и получите бесплатную консультацию по продвижению. Наши менеджеры свяжутся с вами в течение часа.