Agile: как управлять процессами компании в кризис на примере маркетинга

s контент-маркетолог
Agile: как управлять процессами компании в кризис на примере маркетинга
Веб-Центр
Веб-Центр
Отправим материал
вам на почту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Сейчас весь мир стал непредсказуемым. Привычная схема работы может в один миг стать убыточной. Компаниям приходится подстраиваться и перекраивать все бизнес-процессы прямо на ходу. Адаптация и трансформация процессов и продуктов проходит легче у тех, кто руководствуется принципами Agile.

Давайте разберемся, что такое методика Agile, кому она поможет в непростое время и как её использовать на примере маркетинга.

Содержание

Что такое Agile

Манифест Agile: 4 основных принципа

Чем полезна методика Agile для компаний

Agile на практике

5 признаков, что внедрение Agile прошло успешно

Кому противопоказана гибкая система Agile

Как применять Agile в маркетинге

Что такое Agile?

Agile (Аджайл) – это подход к управлению процессами, основанный на принципах гибкости и оперативной реакции на изменения среды и запросов аудитории. Изначально принципы сформировались для разработки IT-продуктов, но постепенно стали применяться и в других областях бизнеса.

Немного истории

Понятие Agile как свод принципов появилось в 2001 году в США, штат Юта. Команда разработчиков занималась развитием и внедрением разных методик для роста эффективности работы, например, Каскадной модели и Экстремального программирования. Эти программисты объединили правила реакции на изменения условий и выработали манифест Agile, а затем создали некоммерческую организацию Agile Alliance, цель которой – продвигать и внедрять «гибкие» технологии управления процессами.


image2.webp

Разработчики и инженеры, которые были у истоков методологии Agile

Манифест Agile: 4 основных принципа 

Метод управления процессами Agile базируется на четырех ключевых суждениях, которые помогают компаниям стать гибкими:

  1. Люди и их взаимодействие важнее, чем рабочие процессы и инструменты.

  2. Функционирующий продукт важнее, чем регламенты, написание инструкций, задания.

  3. Сотрудничество с заказчиком важнее, чем просто подписание договора.

  4. Адаптивность и оперативная реакция важнее, чем слепое следование плану.

Раскроем каждый принцип подробнее.

Принцип 1. Коммуникация важнее инструментов и процессов

Весь бизнес – это не просто набор механизмов и процессов. Любой бизнес состоит в первую очередь из людей. Люди работают с людьми и делают продукт для людей. И их отношения важнее любых регламентов.

На практике внутри компании это выражается в том, что любой сотрудник может обратиться к коллеге за помощью или мнением, несмотря на должности и иерархию.

На отношениях вовне этот принцип реализуется через ориентированность на человека в создании продукта: в центре всех процессов стоят потребности аудитории.

Принцип 2. Работающий продукт важнее документации

Этот принцип говорит, что результат важнее пути к нему. Неважно, каким образом вы решили проблему или задачу, главное, что она решена. Например, в маркетинге вы можете проигнорировать контент-план или перекроить рекламную стратегию под влиянием изменений среды.

Принцип 3. Диалог с заказчиком важнее договоров

Работа над проектом всегда имеет конкретную цель. Но внешние обстоятельства преобразуются, меняются условия, возникают форс-мажоры. Как следствие, поведение потребителя или запрос целевой аудитории тоже может измениться. Заранее этого не предусмотреть. Чтобы окупить потраченные время и ресурсы, вы должны оперативно реагировать на изменения. Плотно работая с заказчиком, вы можете быстро перестроить движение к цели с учетом новых вводных.

Принцип 4. Изменения и адаптация важнее следования плану

Принцип неразрывно связан с третьим постулатом. Гибкость и умение адаптироваться – естественный ответ на изменения условий.

Диана Тананова, руководитель отдела маркетинга
Agile – это постоянное исследование клиента, рынка, конкурентов. Для этого вам нужна отработанная схема непрерывной обратной связи: так вы сможете отслеживать изменения на всех уровнях и вовремя корректировать действия команды. Это не значит, что нужно отказаться от стратегического планирования, но вы должны быть готовы скорректировать планы исходя из ситуации здесь и сейчас.

Чем полезна методика Agile для компаний

Отделы или целые компании внедряют принципы Эджайл, чтобы быстро реагировать на изменения внешней и внутренней сред. Строгое следование плану (особенно на длинных временных отрезках) сковывает инициативу сотрудников на местах, которые погружены в текущие дела глубже, чем руководство. А ведь они могли бы предложить более эффективные решения, так как находятся «ближе к земле». Agile позволяет команде адекватно реагировать на трансформацию условий, учитывать в планировании переменные и достигать целей, не смотря на неожиданности и кризисы.

Руководителям часто сложно дать такую свободу своим подчиненным. Но этот шаг полностью компенсируется, если соблюдаются все принципы Agile:

  • люди работают для людей, а значит и линейные сотрудники будут нацелены на конечный результат;

  • постоянная обратная связь поможет руководителю или заказчику вовремя вмешаться и перенаправить работу команды;

  • если члены команды могут обратиться за советом к старшему и более опытному товарищу, то количество неверных решений и затраты времени на исправление ошибок сокращается.

Agile на практике

Цикл работы

Вся работа над проектом – это цикл, который состоит из повторяющихся отрезков – спринтов: планирование, разработка, тестирование или проверка, демонстрация. Чтобы применять принципы Agile, спринты должны быть короткими по времени – от одной недели до месяца. Цикл повторяется, пока команда не достигнет нужного результата, чтобы впоследствии его внедрить.


image1.webp

Цикл работы по Agile


Руководитель команды или заказчик должен иметь соответствующую квалификацию и постоянно быть внутри процессов. Так он будет связующим звеном между другими членами команды и сможет принимать решения о перестройке процессов при необходимости. Руководитель регулярно собирает планерки с командой, чтобы получить обратную связь от сотрудников и оперативно управлять процессом.

Спринты

В начале работы над проектами составляется перечень требований заказчика, а к ним – список рабочих задач. Такой список называют бэклог. Расположите в нем задачи в порядке убывания их важности, чтобы составить дорожную карту к цели. По приоритетности задач в бэклоге команда поймет, какие из них стоит выполнять в первую очередь.

По бэклогу выбирается длительность спринтов и составляется их план. Длина всех спринтов должна быть одинаковой. Чтобы контролировать ход проекта, команда систематически собирается на планерки, обсуждает проект и анализирует возможности улучшения хода работы или продукта.

По итогам руководитель или заказчик изучает результаты спринта и, при необходимости, вносит корректировки в план.

Минимально жизнеспособный, или МЖП

Суть Agile – сделать ровно столько, сколько необходимо для человека. Не нужно пытаться сразу спроектировать и сделать сложный продукт. Выберите конкретную проблему аудитории, которую хотите решить, и работайте с ней. Выпускайте на рынок минимально жизнеспособный продукт – такой, который закрывает потребность ЦА и больше ничего. В процессе работы с каждым спринтом вы сможете его улучшать и дополнять. Вы выпустите на рынок работающий продукт и сможете проанализировать его эффективность в бою, а значит понять, какие нужны доработки в первую очередь, чем можно пренебречь, а что и вовсе убрать.

5 признаков, что внедрение Agile прошло успешно

  • Сократилось количество документации.

  • Информация о проектах внутри команды, между отделами и между исполнителями и заказчиком стала курсировать быстрее.

  • Увеличился темп работы команды.

  • Решения стали чаще появляться не на уровне руководства, а на уровне команд.

  • Работающий продукт или его обновления стали внедряться чаще.

Кому противопоказана гибкая система Agile

Вы можете применять принципы манифеста Agile или просто руководствоваться его философией, если:

    ✅ У вас проект, который быстро трансформируется по ходу работы, стартовые условия не четко определены, а объем работы может изменяться.

    ✅ Вы работаете в быстро меняющейся нише: телемедицина, Edtech, IT, маркетинг, туризм, онлайн-торговля, логистика, кадровые агентства, консалтинговые услуги. 

Игорь Баннюк, руководитель отдела продаж
С той скоростью, с какой сегодня меняется мир, нужно меняться и бизнесу. Трансформируются почти все ниши и их игроки, даже неповоротливые корпорации-гиганты. Если бы я составлял актуальный список изменчивых ниш, там был бы один только пункт: все ниши.

    ✅ Вы постоянно внедряете инновации в процессы и продукты.

    ✅ Вы тесно сотрудничаете с заказчиком на протяжении всё работы.


Вам точно не подойдет и даже будет вреден гибкий подход, если:

    ❌ Вам нужно выдавать один и тот же стабильный результат.

    ❌ В базовых процессах компании заложены неизменно повторяющиеся процессы.

    ❌ Ваша команда не понимает сути принципов Agile и не может принимать решения, исходя из ее философии.

    ❌ Руководитель не может дать инициативу сотрудникам и не готов глубоко погружаться в проект.

    ❌ Сотрудники не могут общаться друг с другом на ежедневной основе. Постоянный обмен информацией – это один из Атлантов Agile.

    ❌ Ваши процессы сопровождаются большим объемом документов. Agile подразумевает сокращение отчетности и сопроводительной документации.

Как применять Agile в маркетинге

  1. Все, что помогает компании расти и привлекать новые деньги – оправдано и должно быть задействовано. В то же время не забывайте: люди работают для людей, остальное вторично. При разработке стратегии продвижения у вас должны быть ответы на эти вопросы:

    • Какие проблемы клиентов мы решаем своим продуктом?

    • Как нам стать незаменимыми?

    • Почему мы лучше конкурентов?

  2. Лучше провести много маленьких экспериментов, чем один большой. Тестируйте гипотезы чаще.

  3. Корректируйте стратегию, исходя из данных, а не мнений. Чтобы получать данные, настраивайте каналы обратной связи от вашей команды.

  4. Выстраивайте сотрудничество с клиентом, а не стройте жесткую иерархию.

  5. Запускайте адаптивные кампании вместо больших и сложных.

  6. Изучайте клиентов: отзывы и реакции – основа для изменений. 

Все изменения – это проверка бизнеса на прочность и гибкость. Без корректировок смогут выстоять огромные, мощные компании, которые компенсируют неповоротливость системы гигантскими бюджетами. Если это не ваш вариант, становитесь быстрыми, гибкими, адаптивными, чуткими ко всем изменениям. В этом помогут принципы Agile.


    Если вы хотите выстроить маркетинг, который быстро реагирует на изменения вокруг вашей компании, напишите нам. Мы работаем уже 18 лет, пережили не один кризис и помогли его преодолеть нашим клиентам. Запросите аудит сайта, контекстной рекламы или соцсетей: мы покажем начальные точки роста и вместе с вами выберем направление развития вашей компании.





Свежие статьи о маркетинге и продажах мы отправляем в email-дайджесте. Подпишитесь, чтобы не пропустить материалы от экспертов.



Оцените материал:  
(0)

Наши менеджеры готовы прямо сейчас обсудить ваши задачи!
Петр

Петр

Позвоните нам или оставьте заявку на бесплатную консультацию,
мы ответим в течение 1 часа (в рабочее время) и расскажем, как мы сможем решить ваши задачи!

Обсудить задачу
СПАСИБО!

Благодарим за доверие и подписку на рассылку Веб-центра"


Будем рады видеть тебя в наших друзьях в группе VK. Там мы обсуждаем материалы и отвечаем на вопросы о продвижении в интернете.

Поздравляем!
Ваш приз: Учебник по внедрению CRM

Держи телефон рядом!
Мы позвоним и расскажем, как получить подарок!

Наш менеджер свяжется с вами и объяснит как забрать подарок
Испытайте свою удачу
Раскрутите барабан и получите приз
*вращать барабан можно только 1 раз
Отправляя форму, вы соглашаетесь на обработку персональных данных, защищенных политикой конфиденциальности и обрабатываемых для выполнения заявки.