Сейчас весь мир стал непредсказуемым. Привычная схема работы может в один миг стать убыточной. Компаниям приходится подстраиваться и перекраивать все бизнес-процессы прямо на ходу. Адаптация и трансформация процессов и продуктов проходит легче у тех, кто руководствуется принципами Agile.
Давайте разберемся, что такое методика Agile, кому она поможет в непростое время и как её использовать на примере маркетинга.
Содержание
Манифест Agile: 4 основных принципа
Чем полезна методика Agile для компаний
5 признаков, что внедрение Agile прошло успешно
Кому противопоказана гибкая система Agile
Как применять Agile в маркетинге
Что такое Agile?
Agile (Аджайл) – это подход к управлению процессами, основанный на принципах гибкости и оперативной реакции на изменения среды и запросов аудитории. Изначально принципы сформировались для разработки IT-продуктов, но постепенно стали применяться и в других областях бизнеса.
Немного истории
Понятие Agile как свод принципов появилось в 2001 году в США, штат Юта. Команда разработчиков занималась развитием и внедрением разных методик для роста эффективности работы, например, Каскадной модели и Экстремального программирования. Эти программисты объединили правила реакции на изменения условий и выработали манифест Agile, а затем создали некоммерческую организацию Agile Alliance, цель которой – продвигать и внедрять «гибкие» технологии управления процессами.
Разработчики и инженеры, которые были у истоков методологии Agile
Манифест Agile: 4 основных принципа
Метод управления процессами Agile базируется на четырех ключевых суждениях, которые помогают компаниям стать гибкими:
-
Люди и их взаимодействие важнее, чем рабочие процессы и инструменты.
-
Функционирующий продукт важнее, чем регламенты, написание инструкций, задания.
-
Сотрудничество с заказчиком важнее, чем просто подписание договора.
-
Адаптивность и оперативная реакция важнее, чем слепое следование плану.
Раскроем каждый принцип подробнее.
Принцип 1. Коммуникация важнее инструментов и процессов
Весь бизнес – это не просто набор механизмов и процессов. Любой бизнес состоит в первую очередь из людей. Люди работают с людьми и делают продукт для людей. И их отношения важнее любых регламентов.
На практике внутри компании это выражается в том, что любой сотрудник может обратиться к коллеге за помощью или мнением, несмотря на должности и иерархию.
На отношениях вовне этот принцип реализуется через ориентированность на человека в создании продукта: в центре всех процессов стоят потребности аудитории.
Принцип 2. Работающий продукт важнее документации
Этот принцип говорит, что результат важнее пути к нему. Неважно, каким образом вы решили проблему или задачу, главное, что она решена. Например, в маркетинге вы можете проигнорировать контент-план или перекроить рекламную стратегию под влиянием изменений среды.
Принцип 3. Диалог с заказчиком важнее договоров
Работа над проектом всегда имеет конкретную цель. Но внешние обстоятельства преобразуются, меняются условия, возникают форс-мажоры. Как следствие, поведение потребителя или запрос целевой аудитории тоже может измениться. Заранее этого не предусмотреть. Чтобы окупить потраченные время и ресурсы, вы должны оперативно реагировать на изменения. Плотно работая с заказчиком, вы можете быстро перестроить движение к цели с учетом новых вводных.
Принцип 4. Изменения и адаптация важнее следования плану
Принцип неразрывно связан с третьим постулатом. Гибкость и умение адаптироваться – естественный ответ на изменения условий.
Чем полезна методика Agile для компаний
Отделы или целые компании внедряют принципы Эджайл, чтобы быстро реагировать на изменения внешней и внутренней сред. Строгое следование плану (особенно на длинных временных отрезках) сковывает инициативу сотрудников на местах, которые погружены в текущие дела глубже, чем руководство. А ведь они могли бы предложить более эффективные решения, так как находятся «ближе к земле». Agile позволяет команде адекватно реагировать на трансформацию условий, учитывать в планировании переменные и достигать целей, не смотря на неожиданности и кризисы.
Руководителям часто сложно дать такую свободу своим подчиненным. Но этот шаг полностью компенсируется, если соблюдаются все принципы Agile:
-
люди работают для людей, а значит и линейные сотрудники будут нацелены на конечный результат;
-
постоянная обратная связь поможет руководителю или заказчику вовремя вмешаться и перенаправить работу команды;
-
если члены команды могут обратиться за советом к старшему и более опытному товарищу, то количество неверных решений и затраты времени на исправление ошибок сокращается.
Agile на практике
Цикл работы
Вся работа над проектом – это цикл, который состоит из повторяющихся отрезков – спринтов: планирование, разработка, тестирование или проверка, демонстрация. Чтобы применять принципы Agile, спринты должны быть короткими по времени – от одной недели до месяца. Цикл повторяется, пока команда не достигнет нужного результата, чтобы впоследствии его внедрить.
Цикл работы по Agile
Руководитель команды или заказчик должен иметь соответствующую квалификацию и постоянно быть внутри процессов. Так он будет связующим звеном между другими членами команды и сможет принимать решения о перестройке процессов при необходимости. Руководитель регулярно собирает планерки с командой, чтобы получить обратную связь от сотрудников и оперативно управлять процессом.
Спринты
В начале работы над проектами составляется перечень требований заказчика, а к ним – список рабочих задач. Такой список называют бэклог. Расположите в нем задачи в порядке убывания их важности, чтобы составить дорожную карту к цели. По приоритетности задач в бэклоге команда поймет, какие из них стоит выполнять в первую очередь.
По бэклогу выбирается длительность спринтов и составляется их план. Длина всех спринтов должна быть одинаковой. Чтобы контролировать ход проекта, команда систематически собирается на планерки, обсуждает проект и анализирует возможности улучшения хода работы или продукта.
По итогам руководитель или заказчик изучает результаты спринта и, при необходимости, вносит корректировки в план.
Минимально жизнеспособный, или МЖП
Суть Agile – сделать ровно столько, сколько необходимо для человека. Не нужно пытаться сразу спроектировать и сделать сложный продукт. Выберите конкретную проблему аудитории, которую хотите решить, и работайте с ней. Выпускайте на рынок минимально жизнеспособный продукт – такой, который закрывает потребность ЦА и больше ничего. В процессе работы с каждым спринтом вы сможете его улучшать и дополнять. Вы выпустите на рынок работающий продукт и сможете проанализировать его эффективность в бою, а значит понять, какие нужны доработки в первую очередь, чем можно пренебречь, а что и вовсе убрать.
5 признаков, что внедрение Agile прошло успешно
-
Сократилось количество документации.
-
Информация о проектах внутри команды, между отделами и между исполнителями и заказчиком стала курсировать быстрее.
-
Увеличился темп работы команды.
-
Решения стали чаще появляться не на уровне руководства, а на уровне команд.
-
Работающий продукт или его обновления стали внедряться чаще.
Кому противопоказана гибкая система Agile
Вы можете применять принципы манифеста Agile или просто руководствоваться его философией, если:
✅ У вас проект, который быстро трансформируется по ходу работы, стартовые условия не четко определены, а объем работы может изменяться.
✅ Вы работаете в быстро меняющейся нише: телемедицина, Edtech, IT, маркетинг, туризм, онлайн-торговля, логистика, кадровые агентства, консалтинговые услуги.
✅ Вы постоянно внедряете инновации в процессы и продукты.
✅ Вы тесно сотрудничаете с заказчиком на протяжении всё работы.
Вам точно не подойдет и даже будет вреден гибкий подход, если:
❌ Вам нужно выдавать один и тот же стабильный результат.
❌ В базовых процессах компании заложены неизменно повторяющиеся процессы.
❌ Ваша команда не понимает сути принципов Agile и не может принимать решения, исходя из ее философии.
❌ Руководитель не может дать инициативу сотрудникам и не готов глубоко погружаться в проект.
❌ Сотрудники не могут общаться друг с другом на ежедневной основе. Постоянный обмен информацией – это один из Атлантов Agile.
❌ Ваши процессы сопровождаются большим объемом документов. Agile подразумевает сокращение отчетности и сопроводительной документации.
Как применять Agile в маркетинге
-
Все, что помогает компании расти и привлекать новые деньги – оправдано и должно быть задействовано. В то же время не забывайте: люди работают для людей, остальное вторично. При разработке стратегии продвижения у вас должны быть ответы на эти вопросы:
-
Какие проблемы клиентов мы решаем своим продуктом?
-
Как нам стать незаменимыми?
-
Почему мы лучше конкурентов?
-
Лучше провести много маленьких экспериментов, чем один большой. Тестируйте гипотезы чаще.
-
Корректируйте стратегию, исходя из данных, а не мнений. Чтобы получать данные, настраивайте каналы обратной связи от вашей команды.
-
Выстраивайте сотрудничество с клиентом, а не стройте жесткую иерархию.
-
Запускайте адаптивные кампании вместо больших и сложных.
-
Изучайте клиентов: отзывы и реакции – основа для изменений.
Все изменения – это проверка бизнеса на прочность и гибкость. Без корректировок смогут выстоять огромные, мощные компании, которые компенсируют неповоротливость системы гигантскими бюджетами. Если это не ваш вариант, становитесь быстрыми, гибкими, адаптивными, чуткими ко всем изменениям. В этом помогут принципы Agile.
-
Если вы хотите выстроить маркетинг, который быстро реагирует на изменения вокруг вашей компании, напишите нам. Мы работаем уже 18 лет, пережили не один кризис и помогли его преодолеть нашим клиентам. Запросите аудит сайта, контекстной рекламы или соцсетей: мы покажем начальные точки роста и вместе с вами выберем направление развития вашей компании.
Свежие статьи о маркетинге и продажах мы отправляем в email-дайджесте. Подпишитесь, чтобы не пропустить материалы от экспертов.